ЯСпециалист.ру
Всегда востребованные профессии
Профессия — Санитарный врач, врач-гигиенист
Специальность – гигиена, санитария и эпидемиология
Специализация по отраслевому и социально-возрастному принципу (гражданская, военная, производственная, детская и подростковая)
Примечание. Обучение в вузе проходит по широкому профилю, специализацию выпускник выбирает самостоятельно либо на старших курсах (спецсеминары и спецкурсы, кафедры и темы для защиты диплома) либо при устройстве на работу.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Высшее (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист) – медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Не требуются, однако необходимо обладать высокими обще-академическими способностями, отличной логической и детализированной памятью. Важно со школьной скамьи обнаружить в себе выраженный интерес к биологии, особенно к его разделу о микроорганизмах, и гигиене.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Как и у будущего врача общей медицинской практики.
Характер и содержание работы:
Санитарно-профилактический. Работа на санитарно-эпидемиологических станциях, в санэпидлабораториях клинических центров, а также предприятий пищевой промышленности или в других органах санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях: проверка качества продуктов питания и готовых блюд из них на бактериальную осеменённость, выборочная проверка разной другой продукции, включая непродовольственную (например, детские игрушки) на соответствие нормам безопасности, в том числе химической и радиационной; участие в рейдах по торговым точкам и промышленным предприятиям, проведение совместных акций со специалистами экологического контроля (в том числе экологической милиции), составление протоколов о выявленных нарушениях и загрязнениях, наложение запрета на реализацию и использование того или иного загрязненного товара или продукта и составление актов о взыскании штрафов с нарушителей санитарно-эпидемиологических норм, проведение санитарных экспертиз в жилых и других зданиях, подвалах, цехах, а также проведение дезинфекционных и других санитарных работ по очистке помещений от опасных для здоровья людей факторов.
Оздоровительно-гигиенический. Работа в санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных центрах, в диетологических лечебных, детских и других учреждениях с целью выявления и устранения недостатков питания людей с точки зрения диетологии, а также других условий, не позволяющих людям вести здоровый образ жизни (например, повышенная или пониженная влажность воздуха в жилом или рабочем помещении, обилие шума, слабая двигательная активность детей, находящихся в детском учреждении, и т.д. из этого ряда).
Научный. Работа в соответствующих научно-исследовательских учреждениях.
Очевидные плюсы
Интересная работа, помогающая предотвращать вспышки эпидемий и ухудшение здоровья людей, высокий профессиональный статус врача, высокий социальный статус.
«Подводные камни», очевидные минусы
Во многих случаях физически неприятная работа, возня с выращиванием микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями, риск инфицироваться, конфликты с людьми, которым приходится запрещать продажу опасного для здоровья покупателей товара, закрывать рабочие помещения, не соответствующие нормам безопасности, к тому же россияне в большинстве своём пока не считают эпидемиологов и гигиенистов людьми, действительно заботящимися о здоровье граждан, подозревая их в меркантильности (взятки) и халатности (безответственное отношение к исполнению профессионального долга). Зарплата, неадекватная полученному образованию и затрачиваемым усилиям.
Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, нервное истощение, аллергические реакции, последствия перенесённых инфекций – риск умеренный.
Вилка зарплат (в рублях в месяц):
В Москве и Московской области: 25 000 – 40 000
В крупных областных центрах: 15 000 – 30 000 (чаще 22 000)
В глубинке России: 9000 – 25 000 (чаще 15 000)
К сожалению, профессия санитарного врача в глазах нынешней молодёжи (увы, и не только молодёжи) выглядит не очень привлекательно. Конкурсы на факультеты медико-профилактической (санитарно-гигиенической) медицины всё равно есть и требования к поступающим остаются высокие, но… это, как правило, из-за того, что на лечебные, акушерские и менеджерские (организация лечебного дела и управление учреждениями здравоохранения) факультеты поступить ещё труднее, а стать медиком хочется. Почему такая несправедливость в отношении столь важной для цивилизованного общества когорты специалистов.
Вполне возможно, что у значительно части молодёжи в отношении профессии санитарного врача-гигиениста в уме возникает некий социально-коммерческий комплекс, связанный с тем, что санитарный врач никого не лечит и, соответственно, не имеет возможности ни вырасти в звезду медицины (скажем, нейро- или микрохирургии, кардиологии, косметической хирургии м т.д.), ни создать собственную лечебную клинику, ни просто успешно заниматься частной практикой. Разумеется, те, кто, не желая испытывать судьбу при поступлении на более престижные факультеты, сообразил поступить на санитарный, потом не раскаиваются и уже в процессе обучения, что называется, входят во вкус, начиная понимать, насколько работа в области санитарно-профилактической медицины интересна и перспективна в плане карьеры.
Читать еще: Результаты труда врача
Во-первых, эпидемиолог – фигура для любого населённого пункта всё-таки весьма и весьма важная и уважаемая. Только уважают его больше не рядовые жители города (городского) района или посёлка, а его руководители.
Впрочем, там, где санэпидстанция и санитарные врачи действительно радеют о благе жителей подконтрольной территории, они также пользуются заслуженным уважением. Потому что на самом деле все мы хотим, чтобы в подвалах наших домов не водились комары, детские учреждения сияли чистотой и ухоженностью, из водопроводных кранов наших квартир текла чистая питьевая вода, а торговля не травила нас испорченными и просроченными продуктами.
Второе направление профилактической медицины – это пропаганда здорового образа жизни и содействие гражданам, желающим его придерживаться. В этой сфере есть где развернуться человеку творчески активному. Это и лекции в клубах здоровья, и открытие частных диетологических кабинетов, и работа консультантом в оздоровительных центрах, где, кстати, заработать можно в принципе неплохо. И потом, из гигиенистов, как показывает опыт, получаются отличные руководители не только служб и органов санитарно-эпидемиологического надзора, но самых разных лечебных и лечебно-профилактических предприятий, во всяком случае возглавляющих лечебные и оздоровительные учреждения врачей-гигиенистов в России пока больше, чем дипломированных менеджеров здравоохранения. И то, что санитарные врачи не общаются с больными пациентами, среди которых немало и тяжелобольных, лучше рассматривать как несомненный плюс профессии, чем её минус.
А кроме того, врачи-гигиенисты вынужденную смену рода занятий переносят психологически намного легче, чем врачи-лекари. И при этом никогда не остаются без интересной устраивающей их работы, например научным консультантом или редактором в издательстве медицинского профиля, руководителем детского образовательного учреждения с санаторным профилем, научно-производственным консультантом предприятия, выпускающего продукты оздоровительного питания или реализующего биологически активные добавки к пище.
Так что смелее, будущие блюстители общественной гигиены и проповедники здорового образа жизни, выбора за вами. И пусть благодаря ему Россия станет чище, здоровее и стройнее..
Новости Общество
В образовательных учреждениях Владимирской области усилили работу по профилактике распространения коронавируса
Департамент образования Владимирской области принимает специальные меры по недопущению распространения коронавируса, гриппа и ОРВИ в образовательных организациях. Выпущено постановление, согласно которому руководителям подведомственных департаменту образовательных учреждений рекомендовано проводить дезинфекцию.
Вот некоторые пункты, прописанные в постановлении:
- Проветривать помещения и проводить влажные уборки нужно чаще. Необходимо обеззараживать специальными средствами все поверхности в помещениях, включая учебный инвентарь, предметы обстановки, подоконники, дверные ручки, перила и другие.
- Учащимся и работникам образовательных учреждений необходимо проверять температуру и подготовить схему изоляции всех, у кого выявят признаки ОРВИ.
- В учебных организациях постоянно должно быть мыло в дозаторах, дезинфицирующие средства для рук, электрополотенца и плакаты с правилами мытья рук.
- Персоналу образовательных учреждений предписано усилить меры личной гигиены. Необходимо чаще мыть руки или протирать их антисептиками, использовать маски для защиты органов дыхания, иметь при себе дезинфицирующие средства для рук.
- Работникам и родителям учащихся при первых признаках инфекции необходимо оставаться дома и вызывать врачей.
- Если у работника учреждения или учащегося будет повышенная температура, необходимо отстранить их от в образовательной организации и вызвать врача.
- По усмотрению родителей для учащихся предусмотрено свободное посещение образовательного учреждения. Если учащиеся остаются дома, для них должно быть обеспечено дистанционное обучение в полном объеме.
Всю информацию о работниках образовательных учреждений или учащихся, вернувшихся из стран с очагами распространения коронавирусной инфекции, необходимо незамедлительно направлять в департамент образования администрации области.
Власти Владимира с 16 марта ввели в региональном центре режим повышенной готовности в связи с возможным распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Соответствующее распоряжение 15 марта подписал глава городской администрации Андрей Шохин. В городе ограничат массовые мероприятия, для учеников рекомендовано организовать свободное или дистанционное обучение, а работодателям предписано измерять температуру сотрудникам.
Читать еще: Проктолог специализация врача
В регионе создан штаб по предупреждению завоза и распространения инфекции, его возглавил губернатор Владимир Сипягин. Кроме того, проверяются все жители области, которые возвращаются из стран с очагами вируса. В ближайшее время будет преодолен дефицит медицинских масок в аптеках, об этом заявил вице-губернатор Сергей Шевченко.
Владимирский государственный университет 16 марта временно перешел на внеаудиторное обучение согласно приказу Минобрнауки России. Это произошло в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Информация для абитуриентов о медико-профилактических факультетах
Приложение к приказу
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ
О МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» заключают договоры о целевом обучении для поступления на медико-профилактические факультеты следующих вузов: ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск) Минздрава России и ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. » Минздрава России (г. Санкт-Петербург) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении».
Форма обучения – очная, нормативный период обучения – 6 лет.
По окончании обучения на факультете выпускник получает квалификацию врача по специальности «Медико-профилактического дело».
Факультет готовит квалифицированных специалистов для работы в области профилактической медицины — гигиенистов, эпидемиологов, на базе специальности – врачей лабораторной диагностики (бактериологов, вирусологов). Особенно актуальным это становится в современных условиях, когда решение вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения требует качественно нового подхода к подготовке специалистов.
Сферами профессиональной деятельности выпускников медико-профилактического факультета являются:
-органы управления санитарно-эпидемиологической службы;
-санитарно-эпидемиологические и профилактические учреждения и организации, медико-санитарные части;
-научно-исследовательские учреждения и организации санитарно-гигиенического и эпидемиологического и микробиологического профиля.
Врач — выпускник по специальности «Медико-профилактическое дело» подготовлен к решению следующих задач: работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению; оценка состояния здоровья населения; оценка факторов окружающей среды, формирующих состояние здоровья населения; организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора; владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных заболеваниях; педагогическая деятельность.
Выпускники медико-профилактического факультета могут работать по следующим специальностям : врач по общей гигиене, гигиене детей и подростков, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда, радиационной гигиене, социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы, врач-бактериолог, вирусолог, дезинфектолог, паразитолог, эпидемиолог, врач, осуществляющий санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
Где работают выпускники медико-профилактического факультета?
Учреждения Роспотребнадзора. Государственные служащие Управлений Роспотребнадзора.
К современным особенностям развития нашей страны относится ее постепенное преобразование в современное правовое государство. Очевидно, что именно правовое государство открывает нашей стране путь в будущее. Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правовых принципов и норм, предусмотренных Российским законодательством, выявление и пресечение нарушений в области санитарии, гигиены и эпидемиологии относится к деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Именно выпускники медико-профилактического факультета готовы работать в этих учреждениях.
Центры гигиены и эпидемиологии, научно-исследовательские институты, противочумные станции, санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств.
Врачи следующих специальностей:
· Гигиена детей и подростков
· Санитарно-гигиенические лабораторные исследования
· Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
· Клиническая лабораторная диагностика
· Организация здравоохранения и общественное здоровье
Учреждения Министерства здравоохранения .
Врачи – госпитальные эпидемиологи могут работать в следующих учреждениях:
· Специализированных учреждениях здравоохранения
· Психиатрических больницах с интенсивным наблюдением
· Детских областных, краевых, республиканских больницах
· Детских городских больницах
Врачи медицинской лабораторной службы:
· Лабораторий молекулярной микробиологии
Врачи центров здоровья, Центров медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики поликлиник и больниц, главные врачи больниц, поликлиник, родильных домов, руководители «центров гигиены и эпидемиологии» и других учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора, Главные санитарные врачи.
Перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по специальности «Медико-профилактическое дело»
Код направления подготовки (специальности)
Наименование направления подготовки (специальности)
Специальность «Общая гигиена» (ординатура)
Степень: Врач по общей гигиене
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Читать еще: Чем занимаются врачи в больнице
Направление доступно людям с высшим медицинским образованием по специальности Медико-профилактическое дело.
Содержание
Современная медицина – это целый комплекс наук, которые условно можно разделить на два направления. К одному относятся все специальности, которые занимаются лечением болезней. Вторая широкая группа – профессии, нацеленные на профилактику любых недугов и патологических состояний.
Не нужно быть врачом, чтобы понимать – вместо лечения заболевания, которое может быть изнуряющим и длительным, лучше принять меры по его предупреждению. Для этого ответственные граждане постоянно поддерживают свое здоровье. Специальность 32.08.07 «Общая гигиена» играет в этом важнейшую роль. Поскольку она занимается вопросами обеспечения оптимальных условий для жизни любого человеческого организма. Изучая окружающую среду, специалист этого профиля учитывает вредоносные факторы. По результатам исследования он предлагает действенные профилактические мероприятия для предупреждения роста заболеваемости среди населения.
Условия поступления
На этом курсе будущего профессионала вооружают комплексом знаний и практических умений, которые ему понадобятся для оценки окружающей среды и прогнозирования состояния здоровья населения, а также разработки действенных профилактических мер. Направление доступно людям с высшим медицинским образованием: нужно получить диплом любого из вузов Москвы по специальности «Медико-профилактическое дело».
Поступление протекает на конкурсной основе. Предварительно стоит выяснить на кафедре, какие именно предметы будут сдавать абитуриенты.
Будущая профессия
Такой специалист – всесторонне подкованный профессионал, который применяет на практике глубокие знания по медицине и смежным наукам. Его основной задачей является создание среды, в которой человеческий организм чувствует максимально комфортно. Поскольку сегодня существует множество факторов, которые способны влиять негативно на здоровье, врачу этого профиля нужно составлять прогнозы, как будет развиваться санитарно-эпидемиологическая обстановка. Он может предлагать действенные меры профилактики, заниматься вопросами оздоровления населения. Специальность предполагает постоянное развитие. Вместе с появлением новых технологий, включая интернет-связь, мобильные сети, возникают и проблемы в сфере гигиены.
Куда поступать
Сегодня есть возможность получить сертификат врача по общей гигиене после обучения в таких вузах:
- Северо-Западный гос. мед. университет имени Мечникова;
- Самарский гос. мед. университет;
- Иркутский гос. мед. университет;
- Дагестанская гос. мед. академия;
- Южно-Уральский гос. мед. университет.
Срок обучения
Государственные стандарты предполагают обучение в течение 2 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Профессионалы осваивают на курсе следующие предметы:
- гос. санитарно-эпидемиологический надзор;
- здоровье население и его взаимосвязь с окружающей средой;
- коммунальная гигиена;
- гигиена питания;
- гигиена труда;
- гигиена детей и подростков;
- гигиеническое воспитание;
- радиационная гигиена;
- лабораторные исследования в санитарии и гигиене;
- эпидемиология;
- дезинфектология;
- санитарная паразитология.
Приобретаемые навыки
Выпускник направления в профессиональной деятельности сможет применять такие умения:
- изучение санитарно-эпидемиологической и гигиенической обстановки, ее оценка;
- выбор приоритетных направлений в осуществлении санитарно-гигиенического мониторинга;
- надзорная деятельность по наблюдению за средой и условиями обитания;
- разработка и реализация программ, нацеленных на профилактику заболеваемости населения;
- оценка почвы, воды, воздуха, водных объектов, планировки населенных мест, зданий разного назначения;
- профилактические мероприятия по предупреждению пищевых направлений;
- надзор за предприятиями пищевой промышленности;
- контроль производственной сферы и ее среды;
- наблюдение за детьми и подростками, оценка среды их учебы и воспитания с точки зрения санитарии и гигиены;
- контроль радиационной безопасности;
- проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
- проведение исследований окружающей среды, анализ ее результатов;
- оценка эффективности мероприятий, нацеленных на предупреждение распространения инфекций.
Перспективы трудоустройства по профессии
Сегодня на рынке труда есть нехватка таких трудовых кадров. Они могут реализовать себя в медицинских, санаторно-курортных учреждениях, органах Государственного санитарно-эпидемиологического контроля. Также специалист найдет себя в образовательных заведениях, на производстве, в научно-исследовательских центрах и компаниях, занимающихся экспертизой.
Кем работает выпускник направления:
Средний уровень оплаты труда после ординатуры – 18-25 тысяч в отечественной валюте. Но опытный специалист уже получает большую зарплату.
Преимущества профессионального совершенствования
Для отечественной науки нерешенными остаются многие проблемы из сферы общей гигиены. Поэтому отрасли нужны не только практические, но и научные работники. Аспирантура по этому профилю открывает широкие перспективы. После нее можно заниматься исследованиями, работать в вузе преподавателем или вернуться к практической деятельности.
Источник: