города Севастополя
Профессиограмма
1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.
2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.
4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:
- анатомию человека, нормальную и патологическую;
- разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
- реанимацию и интенсивную терапию;
- анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
- правила оформления медицинской документации.
- Квалифицированный врач должен уметь:
- исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
- пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
- расшифровывать результаты анализов;
- ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
- делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
- наблюдательность;
- эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
- организованность;
- отсутствие брезгливости;
- хорошая память;
- ответственность;
- терпение;
- склонность к работе с объектами природы (людьми);
- склонность к работе в сфере общения;
- склонность к сервисной работе;
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- развитая способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость.
- хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
- нервно-психические заболевания;
- некорректируемые нарушения зрения и слуха;
- слабый вестибулярный аппарат;
- нарушения речи.
- брезгливость и непереносимость вида крови;
- невнимательность к людям и симптомам болезней;
- нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
- жестокость, эгоистичность;
- рассеянность и безответственность;
- тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.
Читать еще: Специализация зубных врачей
8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:
- научно-исследовательские институты;
- медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
- образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
- социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- производственные предприятия;
- правоохранительные органы;
- МЧС и службы спасения;
- военные организации.
10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.
11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.
Результаты труда врача
Санитарный врач, ветеринар
Сфера профессиональной деятельности
- Здравоохранение
- Социальная защита
- Образование
- Промышленнность
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Министерство чрезвычайных ситуаций
- Наука
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
- «Человек – Природа» (связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека). Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
- Класс профессии: преобразующий (предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и управлением другими людьми). Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению..
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».
Описание профессии
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей (врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров и т.д.).
Доминирующие виды деятельности:
- выявление причин различных заболеваний;
- оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
- диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
- осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
- внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
- осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
- осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
- оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
- разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам врача относятся:
- эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
- организованность;
- отсутствие брезгливости;
- хорошая память;
- ответственность;
- терпение;
- склонность к работе с объектами природы (людьми);
- склонность к работе в сфере общения;
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- развитая способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость.
Читать еще: Специальность врач педиатр
Врач должен обладать следующими личностными качествами:
- внимательность;
наблюдательность; - обучаемость;
- способность быстро принимать решения и реагировать на экстренные и нестандартные ситуации;
- физическая и эмоциональная выносливость.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
- Беременность и период лактации.
- Глаукома декомпенсированная.
- Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Врач должен знать:
- анатомию человека ( в норме и патологическую),
- разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
- анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
- правила оформления медицинской документации.
Врач должен уметь:
- исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
- пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
- расшифровывать результаты анализов,
- ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
- делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
Профессиограмма «Врач»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Врач, по определению толкового словаря ,- это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.
В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.
В сфере медицины существует пять специальностей:
1. «Лечебное дело» – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения
2. «Педиатрия» — врач – педиатр лечит детей
3. «Медико-профилактическое дело» — врач – гигиенист — эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний
4. «Стоматология» — врач – стоматолог отвечает за предупреждение, диагностику и лечение заболеваний челюстно-лицевой области у взрослых и детей;
5. «Фармация» — провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.
Существует много специализаций врачей. Рассмотрим две из них:
· врач-терапевт – работа терапевта складывается из трех основных элементов: диагностика болезни, лечение и профилактика заболеваний у взрослого населения;
Читать еще: Семейный врач в поликлинике что это
· врач-педиатр – детский врач, он следит за развитием детей до 18 лет и лечит их болезни.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врачей терапевтов и педиатров входят:
· проведение лечения различных заболеваний
· оказание экстренной медицинской помощи
· осуществление профилактических, реабилитационных, экспертных мероприятий
· внедрение современных методов лечения и лекарственных препаратов
· проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.
Таким образом, основная цель деятельности врача – это лечение больных людей и предупреждение заболеваний среди населения.
Основные предметы труда — человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий – знаковая система (тексты на русском и латинском языках, документы).
В своей работе врач использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (иглы, крючки, пинцет и др.), электрические (хирургические крючки, пинцет и др.), измерительные устройства (прибор для измерения давления и др.).
Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание; общая хорошая координация движений тела, грамотная доступная, речь; а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание (хорошая пальцевая чувствительность).
Работа врача имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
· нормативными правовыми актами и справочными материалами;
· принципами оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению;
· правилами гигиены и санитарии;
· нормами профессиональной этики.
Труд врача имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает, но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других людей (врачи других специализаций, медсестра).
Функционально врач является организатором активности других людей (пациенты, врачи других специализаций, страховые компании и т. д.)
Контакты у врача многочисленные — это в основном пациенты и сотрудники по работе.
Ответственность у врача повышенная – за жизнь и здоровье людей и моральная — сохранение врачебной тайны.
Врач работает в помещении в комфортных условиях, но иногда и за пределами кабинета, рабочая поза – сидя, стоя.
Психофизиологическую напряженность в работу врача могут вносить следующие факторы:
- повышенная ответственность – за жизнь и здоровье людей и моральная постоянное общение с людьми и связанное с этим эмоциональное напряжение физические нагрузки (необходимость работать длительное время в неудобном положении) выполнение обязанностей в ночную смену, возможность экстренных вызовов к больным возможность опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (инфицирование) нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
- нервно-психическая устойчивость развитое словесно-логическое, аналитическое мышление хорошая долговременная логическая и сенсорная память, (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная) произвольное внимание физическая выносливость высокая координация кистей рук, пальцев, тонкая осязательная чувствительность пальцев рук умение соизмерить и дозировать усилия выносливость зрительного анализатора четкая речь.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ
терпеливость и выдержанность
доброжелательность и приветливость
готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь
Результаты труда врача
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ХарактеристикиОписаниеСодержание труда Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях . Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Должен знать Основы общетеоретических дисциплин; основы социальной гигиены, принципы и формы организации скорой медицинской помощи; деонтологию, реанимацию и интенсивную терапию; правила ведения медицинской документации. Профессионально важные качества
Медицинские противопоказания
Пути получения профессии Родственные профессии Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник. Источник: |