Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ
Адрес | 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 73, факультет биоинженерии и биоинформатики |
Телефон | (495) 939-41-95 |
Факс | (495) 939-41-95 |
Веб-сайт | http://www.fbb.msu.ru/ |
bioeng@genebee.msu.ru |
Декан — академик РАН Скулачев Владимир Петрович
Стремительное развитие биологии привело к широкому использованию совершенно новых практических подходов для решения проблем здравоохранения и сельского хозяйства, для разработки принципиально новых технологий и материалов в различных отраслях. Во всем мире ощущается недостаток в квалифицированных кадрах, способных плодотворно работать в области биоинженерии и биоинформатики, не является исключением и наша страна.
Созданный в 2002 году в МГУ факультет биоинженерии и биоинформатики готовит высоквалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и университетов, медицинских институтов и учреждений, промышленности (особенно фармацевтических и биотехнических производств). Это специалисты, владеющие последними достижениями фундаментальной биологической науки и способные целенаправленно изменять биологические объекты в соответствии с поставленными задачами.
В целях эффективной и оптимальной подготовки таких специалистов Министерством образования РФ утверждена новая образовательная специальность «биоинженерия и биоинформатика». Отличительными чертами специальности являются:
- изучение дисциплин биоинженерного профиля: генной инженерии; биоинженерии микроорганизмов, растений и животных; клонирования и трансплантации клеток; белковой инженерии; инженерной энзимологии;
- существенное увеличение объёма преподавания математики и, особенно, информатики, как в общем курсе, так и в рамках специализированных курсов по биоинформатике.
Образовательная система ФББ имеет следующие особенности:
- в основе программы обучения на ФББ лежит междисциплинарный подход. Преподавательскую деятельность ведут сотрудники химического, биологического, механико-математического и физического факультетов, а также сотрудники НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского МГУ. Студенты осваивают в полной мере присущие университетским традициям классическую биологию и классическую математику. В дополнение к этому они изучают самые современные методы биоинженерии, генетической инженерии, молекулярной биологии, биоинформатики и мат. методы в биологии;
- на факультете введена система тьюторов — ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов — важная и обязательная часть учебного плана. Каждый студент выполняет за срок обучения три курсовые работы — по биоинформатике, биохимии и биоинженерии, на последнем курсе выполняет дипломную работу. Практикуется защита курсовых работ в виде доклада на конференции на английском языке. Срок обучения — 6 лет;
- введена сквозная система рейтинга как стимул соревновательности студентов;
- на факультете читаются курсы по «Русскому языку и культуре речи», «Психологии и педагогике», «Философии», «Риторике», а также языковые факультативные и специальные курсы — «Реферирование и перевод», «Методология специальности на английском языке». Предоставляется возможность углубленного изучения английского языка, по желанию ведется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов по английскому языку (с последующим получением международных сертификатов). Предоставляется возможность изучения второго и третьего иностранного языка (французский, немецкий);
- студенты факультета проходят следующие учебные практики: на I курсе — биологическая практика (Звенигородская биологической станции им. С.П. Скадовского); на II курсе — зоологическая практика (Беломорская биологическая станция им. Н.А.Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе — практика по биоинформатики (по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).
Использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе и научных исследованиях является одним из важнейших приоритетов деятельности факультета. Широко используется мультимедийное сопровождение учебных занятий. Обеспечен выход в Интернет. Создан интернет портал курса биоинформатики. Организованы собственные практикумы по биохимии, молекулярной биологии, цитогенетике.
Выпускники факультета биоинженерии и биоинформатики составляют контингент наиболее востребованных категорий молодых специалистов. Комплексность и разносторонность полученного образования, а также навыки научно-исследовательской работы позволили выпускникам факультета найти применение полученным знаниям в самых различных областях. Большинство выпускников приняли решение продолжить свое образование в системе послевузовского образования и стали аспирантами и соискателями факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, биологического факультета МГУ, Института общей генетики РАН, Центра биоинженерии РАН, НИИ биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН. Прекрасная языковая подготовка позволила выпускниками факультета биоинженерии и биоинформатики быть востребованными не только в нашей стране, но и за ее пределами и продолжить обучение в Университете Флориды и др. (США), Институте Макса Планка (Германия), Медицинском центре Лейденского университета (Нидерланды) и др.
С сентября 2003 года на факультете открыт и успешно работает Кружок по генетической инженерии и молекулярной биологии для учащихся 9-10 классов. С 2008 года функционирует кружок по биохимии для школьников старших классов. Факультет проводит Всероссийскую заочную олимпиаду по математике, химии, биологии и физике. На факультете функционируют подготовительные курсы по математике, химии, биологии, русскому языку и литературе.
Если вы любите биологию, если у вас неплохая математическая подготовка, а также склонность к компьютерным технологиям, то мы ждём вас на нашем факультете!
Профессия генный инженер
Генный инженер —это научный сотрудник, специализирующийся в области молекулярной биологии и занимающийся изменением свойств и качеств организмов посредством вмешательства в генетический аппарат с применением техники молекулярного клонирования: выделения, перенесения, синтеза и комбинирования их ДНК и РНК. Существует несколько направлений деятельности: технология стволовых клеток, биоиндустрия, генотерапия. Конечными задачами этой отрасли являются получение модифицированных видов растительных культур, лечение тяжёлых наследственных и онкологических заболеваний, бесплодия, выращивание тканей для трансплантации.
Полный день | |||
Образование | Высшее | ||
Спрос на рынке | 32 открытых вакансий | ||
Возраст кандидатов |
Таблица 1. Основные характеристики профессии
Обязанности
К должностным инструкциям генного инженера входят такие обязанности:
- изменение структуры генотипа живых организмов для усиления их устойчивости к поражению вирусами, другими инфекциями, воздействию неблагоприятных климатических условий;
- выведение модифицированных трансгенных растительных культур;
- создание эффективных инсектицидов и фунгицидов;
- участие в разработке медикаментозных препаратов;
- проведение научных исследований для изучения свойств и структуры генетического аппарата различных биологических форм;
- ведение наблюдений за подопытными животными, насекомыми, микроорганизмами и другими материалами;
- получение и отбор продуктов матагенеза клеток и тканей;
- перестройка ДНК клеток: удаление «лишнего» набора фрагментов и создание искусственных организмов с усеченными геномами;
- участие в долгосрочных научных исследованиях генетически модифицированных организмов;
- преподавательская деятельность.
Зарплата
Доход специалистов этого профиля в России зависит от опыта, квалификации, сферы деятельности. Зарплаты работников фармацевтической отрасли и крупных исследовательских центров выше, чем у преподавателей научных дисциплин.
Москва
Начинающие инженеры в Москве зарабатывают 33–35 тыс. руб. в месяц. Средний уровень — около 50 тыс. руб. Доход ведущих специалистов в области генной инженерии достигает 130–150 руб. в месяц.
Санкт-Петербург
Средний уровень дохода в СПБ — около 45 тыс. руб. в месяц. Заработок варьируется в пределах 28–80 тыс. руб.
Другие регионы
Средний доход по профессии генного инженера в регионах составляет— около 36 тыс. руб. в месяц.
Средняя по СНГ
Заработная плата по данной вакансии — около 40 тыс. руб.
В перспективе
Заработок специалистов этого направления имеет тенденцию к повышению, так как в народном хозяйстве, медицине и науке возрастает потребность в применении современных научных разработок.
Что требуют
Качества, необходимые генному инженеру:
- любовь к естественным наукам;
- аналитический склад мышления;
- умение принимать нестандартные решения;
- способность к высокой концентрации внимания;
- наблюдательность;
- способность запоминать большие объёмы научной информации;
- целеустремленность;
- организованность.
Образование
Высшее профессиональное по одной из специальностей: «микробиология», «генетика», «биология», послевузовская подготовка в аспирантуре, специализированные профессиональные курсы.
Средняя стоимость образования 90 тыс. рублей в год / 4 года.
ВУЗ | Стоимость обучения / в год | Время обучения | Бюджет |
МГУ имени Ломоносова | 217 000 рублей | 4 года | 44 |
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова | 102 000 рублей | 4 года | 53 |
Дальневосточный федеральный университет | 75 000 рублей | 4 года | 38 |
Таблица 2. Средняя стоимость обучения в год.
- прикладные знания в области химии, физики, биологии, бионики, биоинформатики, биомедицины, клонировании, инженерии;
- опыт проведения опытных исследований и наблюдений;
- умение работать с химическими реактивами, биоматериалами, пользоваться высокотехнологичным оборудованием, вычислительной техникой;
- уверенное владение ПК и профессиональным ПО;
- знание английского языка: разговорная речь, чтение научной литературы.
Средний возраст
Большинство специалистов и научных деятелей этого направления — люди в возрасте 34–50 лет.
Средний возраст
Опыт работы
Приветствует опыт деятельности лаборантом в научно-исследовательском центре, фармацевтической компании, учебном заведении.
Условия работы
Рабочий график генного инженера соответствует штатному расписанию учреждения или компании. В зависимости от направления деятельности и занимаемой должности в работе вероятны сверхурочные нагрузки.
Карьерный рост
Начинающий специалист по мере повышения квалификации имеет возможность занять должность ведущего специалиста или руководителя научного института, медицинского исследовательского центра, фармакологической компании.
Отзывы о вакансии
Валентина (34 года):
Профессия привлекает возможностью реализовать творческие способности, получить новые знания, сделать карьеру в науке. К недостаткам относят недооцененность деятельности в первые годы, необходимость кропотливого монотонного труда.
Кем можно работать с образованием в данной специальности
Генные инженеры востребованы на предприятиях агропромышленного комплекса, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, фармацевтике, высших учебных заведениях.
Генная инженерия москва
Центр «Биоинженерия» РАН (ЦБ РАН) был создан в 1991 году на правах Института. Основателем Центра и его директором являлся выдающийся ученый России – академик К.Г. Скрябин, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию, лауреат Государственной премии, ассоциированный член Европейской молекулярно-биологической Организации (EMBO). В настоящее время Центр «Биоинженерия» РАН, вошедший в состав ФИЦ «Биотехнологии» РАН в качестве структурного подразделения Институт биоинженерии, является одной из ведущих научных организаций России осуществляющий фундаментальные исследования и прикладные разработки по следующим направлениям:
- Структурная, функциональная и эволюционная геномика;
- Постгеномные биотехнологии и нанобиотехнологии;
- Механизмы регуляции экспрессии генов;
- Биокаталитические и биосинтетические технологии;
- Генетическая инженерия микроорганизмов, растений и клеток млекопитающих;
- Биобезопасность;
- Биотехнологии получения физиологически активных веществ;
- Информационно-компьютерные технологии для исследований в области наук о жизни.
Институт оснащен оборудованием мирового уровня, в том числе для высокопроизводительного секвенирования геномов различных организмов. Работает экспериментальная установка искусственного климата для работ по генетической инженерии растений.
Центр «Биоинженерия» РАН участвовал в проектах 6-ой и 7-ой Рамочных программ ЕС, в широкомасштабных международных проектах, таких как Сo-EXTRA (Сосуществование и отслеживаемость ГМО), в международных консорциумах по секвенированию генома картофеля, PLAPROVA(«Plant produced vaccines», Растения-продуценты вакцин) и CAGEKID («Cancer Genomics of Kidney», Геномика рака почки».
В рамках работы международного консорциума расшифрована нуклеотидная последовательность генома картофеля, что создает основу для комплекса работ в области генетики и селекции. В результате полногеномного ассоциативного исследования, проведенного в рамках Международного консорциума «Геном рака почки», найдены 2 локуса, для которых показана статистически достоверная корреляция с возникновением рака почки у человека. Определены нуклеотидные последовательности геномов более 20 микроорганизмов, обитающих в экстремальных условиях окружающей среды. Охарактеризованы новые эволюционные линии экстремофильных бактерий и архей, определены механизмы их адаптации к условиям среды, идентифицированы и охарактеризованы новые ферменты для промышленной биотехнологии. Определена полная структура генома и транскриптома термотолерантных метилотрофных дрожжей Hansenula polymorpha DL1. Полученные результаты создают основу для разработки биотехнологических платформ экспрессии рекомбинантных белков в этих дрожжах, а также процессов, предполагающих направленную модификацию штамма методами биоинженерии и метаболической инженерии. Разработана рекомбинантная противогриппозная нановакцина на основе высоко-консервативного М2е пептида вируса гриппа А, экспонированного на поверхности вирусоподобных наночастиц, образуемых ядерным антигеном вируса гепатита В. Разработанная кандидатная вакцина проходит доклинические исследования. Разработаны новые технологии продукции в растениях рекомбинантных белков медицинского назначения, в том числе вакцин. Созданы высокоактивные микробиологические штаммы – продуценты и разработаны опытно-промышленные технологии получения фармацевтических субстанций правастатина (ингибитора развития атеросклероза), макролактамного антибиотика рифамицина, полипептидного антибиотика полимиксина В, ряда стероидных препаратов. Создание отечественного производства будет способствовать замещению в России этих импортных фармпрепаратов. Разработаны оригинальные способы химической, физической и ферментативной модификации хитозана, в т. ч. с получением наноструктурированных производных, для использования в качестве носителя для адресной доставки противоопухолевых лекарств (доксорубицин), а также для создания эффективных антикоагулянтов крови, биологических средств защиты растений, радиопротекторов, биокомпозитов.
В последние годы работы сотрудников отмечены Премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Премией Правительства Москвы для молодых ученых, Премией Европейской Академии для молодых ученых.
В 2014 году Центр «Биоинженерия» РАН преобразован в Институт биоинженерии в составе ФИЦ Биотехнологии РАН.
Как я пробовала стать генным инженером
Бывший главный редактор рассказывает о своей жизни после Rusbase.
Привет! Меня зовут Элина, и в 2016 году я ушла с должности главного редактора Rusbase, чтобы стать генным инженером. Подробно об уходе написано здесь .
Прошел год, инженером я не стала, а что из всего этого вышло – в статье ниже.
Учеба
Мои знания по биологии и химии находились где-то на уровне шестого класса. Уволившись, я засела за учебники. Друзья привезли целую полку книг.
По химии мне больше всего понравилась вот эта книга:
Джон Мур, «Химия для чайников»
А по биологии лучше всего зашли лекции на Youtube: CrashCourse (на английском) и лекции Окштейна. Заниматься по YouTube посоветовал знакомый, который учится на биолога в Голландии: «Я не понимаю, как можно читать учебники на русском – они такие занудные!»
Еще занималась в Академии Хана, прошла курс по генной инженерии на Coursera (он, кстати, русскоязычный, подготовлен сотрудниками Новосибирского государственного университета).
Так в сидячем режиме учебы прошло 2 месяца.
Изучение рынка
Здесь мне нужно было разобрать две вещи:
- куда можно и стоит поступать
- как потом попасть на работу в клевый стартап
Прошла мини-курс о поступлении за рубеж «Умная заграница» за 1500 рублей. Мне показалось, что основная цель курса – завлечь людей на следующую большую программу за
20 тысяч рублей. Но зато дают много полезных ссылок и шаблон резюме, помогают подобрать для себя список грантов и бесплатных образовательных программ.
Ходила на мероприятия, посвященные биологам и научной карьере. Основной организатор таких мероприятий в России – Future Biotech.
Очень понравились выступления Виктории Коржовой о том, как строить научную карьеру за границей. У нее, кстати, есть свой паблик, где она выкладывает много полезной информации.
Я подошла к Виктории после одного из выступлений. Она посоветовала: «Попробуй несколько месяцев поработать в лаборатории, вдруг тебе НЕ понравится». Для меня это звучало как «Слетай в космос на звездолете, вдруг тебе не понравится».
Лаборатория: начало
У Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) есть программа НТИ – Национальная Технологическая Инициатива. Там изучают, какие рынки могут появиться в будущем – например, рынок беспилотных машин. И сотрудники НТИ что-то делают, чтобы Россия на этих рынках стала лидером (мне такая программа кажется сомнительной, но не суть).
Так вот, блоком HealthNet (будущий рынок медицины) руководит Михаил Самсонов, он же директор медицинского департамента «Р-ФАРМ».
В прекрасный зимний день Михаил сидел в ресторане и обедал, а меня просто посадили перед ним (спасибо старым контактам). Я что-то пролепетала про генную инженерию и книгу Аси Казанцевой.
Он сказал: я вас познакомлю с Павлом Волчковым, который 10 лет работал в лабораториях в США, а потом приехал и основал свою лабораторию геномной инженерии в МФТИ.
Через неделю я стояла перед зданием «Физтех Био» в ожидании интервью с Павлом Юрьевичем. Мы договорились пообщаться на тему «Рабочий день генного инженера». А заодно я репетировала про себя «А можно у вас поработать стажером пару месяцев?»
Здание «Физтех БИО» на территории университета МФТИ. Лаборатория геномной инженерии размещается на 6 этаже
Павел Юрьевич рассказывал про состояние науки в России, о том как он открыл лабораторию, а потом заявил:
«Вот вы видите пакет молока, и думаете – уау, это продукт. Люди занимались продуктом! А на самом деле, чтобы получить молоко, нужно еще навоз убирать. Вот в науке, чтобы получить что-то стоящее – нужно годами “убирать навоз”. Идите к нам в лабораторию на пару месяцев. У нас школьники занимаются геномным редактированием – будете вместе с ними, сделаете проект. Заодно проверите, нравится ли вам это».
Не очень веря в свое счастье, на следующий день я приступила к работе в лаборатории.
Рабочий день генного инженера
Генные инженеры, конечно, не называют себя генными инженерами. Они зовутся молекулярными биологами.
МФТИ находится в городе Долгопрудном под Москвой. Я приезжала туда к 11, уезжала домой обычно в 20:00.
Вид из лаборатории
Первую неделю в лабе я следила, что и как делают другие сотрудники. А потом мне назначили научного руководителя Светлану Дмитриевну Звереву, она сказала: «Вот твоя пипетка, вот твои клетки. Делай».
Лабораторная пипетка выглядит вот так. Как космический бластер
Светлана Дмитриевна разрабатывает новый метод генной инженерии растений. В основном я занималась тем, что брала на себя маленькие части ее проекта:
- подготовить плазмиды (плазмида – это кусок ДНК в кольце. Мне нужно было «разрезать и заново сшить» цепочку ДНК в нужных местах),
- подготовить клетки (изменить геном клеток с помощью плазмиды) и т. д.
В пробирках – мои плазмиды
Проверяю с помощью агарозного гель-электрофореза, получилась ли нужная мне цепочка ДНК
Кстати, мне разрешали работать с реактивами, пробирочка каждого из которых стоит
20 тысяч рублей. В жизни бы не подпустила новичка к таким дорогим штукам!
Холодильник с реактивами
Через 3 месяца Светлана позволила юному падавану готовить растения для экспериментов.
В отдельной лаборатории сажаю черенки табака на гель
Посадила черенки табака, чтобы потом на нем проводить опыты
На сленге ученых то, чем я занималась, называется «капать» – потому что много времени ты проводишь с пипеткой и капаешь свои растворы из пробирки в пробирку. На некоторых вечеринках ко мне подходили молодые люди и спрашивали «О, ты капаешь?» – это звучало как «О, ты играешь в рок-группе?»
Как бы круто все это ни звучало, в США такому учат еще в школе. Опыты с геномом клеток входят в школьную программу по естествознанию.
Нужно добавить, что российские школьники все равно могут попробовать себя в молекулярной биологии: либо прийти в лабораторию геномной инженерии МФТИ, либо пройти программу в Школе молекулярной и теоретической биологии, проходящей при поддержке Zimin Foundation.
Еще я делала стандартные для ученого процедуры:
- вела лабораторный журнал (т. е. записывала все свои действия и результаты экспериментов), чтобы затем можно было убедиться, что опыт был проведен правильно,
- изучала зарубежные исследования по нужной мне теме.
В лаборатории
Многие ученые работают по выходным, потому что у клеток и растений нет выходных. Если по ходу опыта нужно прийти и проверить клетки 1 января в 6 утра – ученый придет и будет проверять клетки.
Кстати, эксперимент может не получиться 5 раз подряд – это нормально. Клетки с нужным геномом для проекта Светланы я получила с четвертого раза (правда, в моем случае всё можно списать на неопытность).
Вы спросите: «А как ты резала геном, если ничего не знаешь в биологии?» Дело в том, что в научном процессе много протоколов. Чтобы «разрезать» геном, нужно смешать вот такие растворы, подержать их на льду, потом согреть, потом снова на лед и т. д.
Мне дали стопку таких протоколов, и я просто все делала по инструкции. Для этого и учиться особо не нужно.
А вот для чего нужно учиться годами и следить за миром науки: чтобы самому проектировать эксперименты. «Цель – получить особи свиней, устойчивых к африканской чуме. Я возьму эти клетки, эти плазмиды, эти рестриктазы, подготовлю такую конструкцию, потом вставлю конструкцию в геном зародышей свиней, а вот в этих зародышах менять не буду, потому что. » и т. д.
То есть, я просто делала ручную лаборантскую работу. Говоря об ученых, я не называю себя таковым и не считаю себя им. Спроектировать эксперимент я не способна.
По пятницам у нас проводились «симпозиумы»: кто-то из сотрудников готовил доклад о зарубежной научной статье, а потом мы садились с пиццей и вином и обсуждали новые открытия.
Мне тоже выпало счастье готовить доклад, и это было самым сложным испытанием. Представьте, что вам нужно за неделю выучить новый язык, а затем на этом же языке рассказать поэму, притом еще ответить на вопросы по тексту. Вот примерно так я себя чувствовала.
На пятничном симпозиуме
Странности ученых
Не странности, конечно. А те специфические качества, которые я не замечала в общении с людьми других профессий.
- Ученые очень холодно относятся к научпопу. Я бы даже сказала, с неприязнью. «Зачем такие книги читать, почему вы не читаете “Биологию стволовых клеток”?» «В России нормального научпопа нет». Это самые мягкие примеры того, что я слышала о научпопе 🙂
- Ученые общаются на своем языке, полном терминов. Если есть термин, то они выберут его, потому что так корректнее. «Суспендировать», а не смешивать. «Амплифицировать», а не размножить. Белок «экспрессируется» в клетке, а не выделяется. А теперь представьте, что предложение из 10 слов наполовину состоит из таких терминов – это будет речь Павла Юрьевича 🙂 Можно послушать подкаст с Павлом здесь.
- Главная цель ученого – провести исследование и получить вывод, получить новое знание. Будет ли кто-то регистрировать патент и строить на этом знании бизнес – ему по большей степени все равно.
Почему я ушла из лабы через 4 месяца
Официальная версия: чтобы лучше подготовиться к надвигающемуся языковому экзамену IELTS и чтобы пройти курсы программирования на Python, которые были давно запланированы.
Это было лукавством, конечно. Я просто чувствовала, что работа в науке противоречит моей внутренней природе. Как это объяснить? Ну вот, например, многие не хотят идти работать в продажи и говорят «Уууу, я никогда не смогу». Вот, я никогда не смогу.
Кстати, программирование тоже не вошло в мою «природу». После первых же трех часов дебажинга (очистки кода от ошибок).
Почему вас возьмут в лабораторию?
В российских научных лабораториях не хватает рук. Планы и исследования большие, а бюджеты – нет. Если вы готовы бесплатно работать, вас, скорее всего, возьмут и всему научат.
Представьте, с чем можно соприкоснуться: космические спутники, лазеры, новые организмы.
А если вы лаборатория, которая хочет рассказать о себе – напишите мне или Алексею Стаценко, он на Хабре ведет блог и часто пишет о достижениях российской науки.
А что дальше?
Сегодня я работаю продюсером в зарубежном СМИ. Сейчас мне кажется, что моя профессиональная жизнь будет связана с контентом. Но не вижу смысла загадывать.
Что мне дал опыт в лаборатории
- Могу смеяться над шутками ученых.
- Понимаю все на этой картинке:
- Ем ГМО (вы тоже едите, просто не задумываетесь об этом) и «неорганическую» еду, а трансжиры не ем.
- Могу обсуждать рак и другие болезни во время обеда.
- Спокойно отношусь к новостям «УЧЕНЫЕ ПОБЕДИЛИ РАК». Правильный заголовок должен быть: «Ученые на 30% уменьшили опухоль одной мыши из десяти».
- Теперь я мысленно могу раскладывать разные профессии на составляющие части: вот такая будет рутина, вот такая будет мотивация, вот такими компетенциями и чертами характера нужно обладать.
Благодарности
Павлу Юрьевичу Волчкову за то, что позволил прикоснуться к прекрасному.
Моему научному руководителю Светлане Дмитриевне Зверевой – за то, что возилась со мной, пока я мучала растения и бактерии.
Сотрудникам лаборатории: Ольге Глазовой, Анне Гапоновой, Катерине Антоновой – за то, что всегда подсказывали, что и как делать.
Мужу Никите Кириллову – за то, что ругался каждый раз, когда я опускала нос.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Источник: